НМЦ "Аэропрогресс"
оценка стоимости, бизнес-планирование, анализ платежеспособности
бизнес-планирование, анализ платежеспособности, оценка стоимости
начало

о компании

услуги
информация

вопрос-ответ

контакты

поиск



консултации консультации
(499) 231-64-62, (495) 921-44-46

О пересмотре действующих нормативных актов

Одобренных Правительством Российской Федерации мероприятия, направленные на повышение эффективности управления федеральной собственностью, предусматривают оптимизацию структуры федеральной собственности исходя из определения состава имущества, необходимого и достаточного для реализации государством своих функций (раздел 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 №3). Решение этой задачи предполагает отчуждение из федеральной собственности имущества, являющегося избыточным с точки зрения осуществления функций государства. В то же время для вовлечения в гражданский оборот значительного числа видов имущества в настоящее время существует препятствие в виде законодательно установленных ограничений в обороте или изъятий из оборота. В этой связи Минимуществом России проведен анализ действующих законодательных актов, которыми установлены ограничения в гражданском обороте и изъятия из оборота отдельных видов имущества. При этом учитывалось, что согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускались (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Было принято во внимание, что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежит приватизации имущество, отнесенное федеральными законами к объектом гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находится только в государственной или муниципальной собственности (объекты, ограниченные в обороте). Кроме того, согласно пункту 6 статьи 43 Федерального закона от 21.12.01 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, запрещенное к приватизации указами Президента Российской Федерации, изданными до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также федеральными законами, является имуществом, которое может находится только в государственной или муниципальной собственности, то есть ограниченным в обороте. При решении вопроса о целесообразности сохранения или отмены ограничений оборота отдельных видов имущества представляется необходимым учитывать следующее. Избыточность федерального имущества снижает эффективность государственного управления имуществом. При этом нормы, устанавливающие изъятие из оборота или ограничение в обороте отдельных видов имущества, не являющихся необходимыми для обеспечения выполнения государственных функций и задач, препятствуют отчуждению этого имущества в частную собственность, привлечению инвестиций. В связи с этим государство вынуждено осуществлять не свойственные ему функции, нести бремя затрат на содержание имущества, потребность в котором у него отсутствует, без перспективы привлечения инвестиций на договорной основе, а также принимать нефинансируемые обязательства. Поэтому Минимущество России полагает, что правовые нормы, устанавливающие ограничения в обороте, целесообразно прежде всего рассмотреть с точки зрения соответствия вида имущества, оборот которого запрещается или ограничивается, функциями государства. В качестве ориентира при этом необходимо применять, прежде всего, положения конституционного законодательства, а также внесенный в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе». При данном подходе наиболее вероятном результатом будет существенное сокращение законодательно установленных ограничений в обороте. С другой стороны, ограничения в обороте имущества, необходимого для решения ограниченного круга стратегических и социально-ориентированных задач, ставящихся государством перед организациями государственного сектора экономики, могут быть сохранены. При этом целесообразность сохранения ограничений в обороте имеет место, в основном в отношении тех видов имущества, которые нуждаются в особом контроле со стороны государства с точки зрения стратегических или социальных интересов, для осуществления которого инструментария, предусмотренного корпоративным законодательством и законодательством о приватизации, недостаточно. При этом, поскольку отнесение любого вида имущества к ограниченным в обороте означает невозможность его нахождения в иной форме собственности, кроме государственной или муниципальной собственности, в случае создания объекта имущества такого вида частным лицом и поступления его по этому основанию в частную собственность, объект подлежит отчуждению по основаниям, предусмотренными статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отмена ограничения в обороте отдельных видов имущества будет способствовать привлечению в соответствующие секторы экономики инвестиций, потребность в которых в настоящее время очевидна.

 

 


версия для печати